Методическая копилка

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью"

Взаимодействие воспитателя дошкольного образования и музыкального руководителя

Организация музыкальной деятельности в учреждении дошкольного образования предусматривает тесное сотрудничество воспитателей дошкольного образования с музыкальным руководителем.

Существуют традиционные способы взаимодействия – непосредственно на музыкальном занятии, на праздниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то цель деятельности воспитателя – оказывать помощь воспитанникам в преодолении трудностей, возникающих при организации различных видов музыкальной деятельности. Если воспитатель любит музыку и любит петь сам, то и воспитанники с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Участие воспитателя в видах музыкальной деятельности заключается в следующем:

  1. Слушание музыки:

• личным примером воспитывать у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражать заинтересованность;

• во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку;

• вступать в диалог по мере необходимости;

• личным примером поощрять детей, через пластику выражать музыкальный образ, например, прослушивая произведения Э. Грига «В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Танец эльфов» (старшая группа), П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» (средняя группа), А. Гречанинова «Котик заболел», «Котик выздоровел» и др.

• оказывать помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий, оборудования.

  1. Пение и песенное творчество:

• не участвует во время быстрых опросных упражнений;

• следит за правильной осанкой;

• поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

• воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова, следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно);

• поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности, некоторые из песен инсценируются и через эти небольшие инсценировки воспитанники раскрепощаются, становятся более открытыми;

• при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

• не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с воспитанниками младшего возраста).

  1. Музыкально-ритмические движения и танцевальное творчество:

• участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

• исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары;

• следит за правильной осанкой;

• следит за качеством выполнения всего программного материала;

• дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);

• принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов (в старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно);

• корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;

• разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

• помогает, через собственный пример, войти в образ, перевоплотится, в нужного героя, помогает преодолеть робость и стеснение, берет одну из ролей в сюжетной игре;

  1. Элементарное музицирование и инструментальное творчество:

• участвует в показе либо в моделировании приемов игры;

• принимает непосредственное участие в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;

• помогает детям «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями);

• корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;

• оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами;

Во время музыкальных занятий наблюдает за поведением воспитанников.

Разнообразна деятельность воспитателя и на музыкальных праздниках.

Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, уметь держаться на сцене, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Работа музыкального руководителя с ведущим-воспитателем по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. 

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии и допускают следующие ошибки:

сидит с безучастным видом; перебивает исполнение; даёт словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может); нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Каким образом можно организовать работу с детьми вне занятий?

В группе должны быть музыкальные уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, небольшая ширма. Нужно побуждать детей к осмысленным действиям в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно-ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и др. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Воспитатель может поручить воспитаннику, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они смогут использовать полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.

Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в осуществлении задач по эстетическому развитию, позволяет сформировать умения и навыки в полной мере, развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребенка.

Практика моей работы показывает, что без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.Только в ходе согласованной работы педагогов возможно достижение цели и задач по эстетическому развитию.

свернуть

Фальклор як эфектыўны сродак далучэння дзяцей дашкольнага ўзросту да нацыянальнай культуры

Сёння паўсюдна ўзрастае цікавасць да народнай творчасці. Яно і зразумела: у ей трэба шукаць вытокі нашых характараў, узаемаадносін, гістарычныя карані. Дарослыя звяртаюць увагу дзяцей да народных вытокаў, каранёў нашых, абрадаў, традыцый, звычаяў, якія доўгі час былі ў забыцці.

На працягу ўсёй гісторыі беларускі народ назапашваў і развіваў самабытную нацыянальную культуру.

Нацыянальная культура-сукупнасць традыцый, звычаяў, нормаў, каштоўнасцяў і правілаў паводзін, агульных для прадстаўнікоў адной нацыі.

Беларускі нацыянальны фальклор-адзін з самых багатых у славянскім свеце. Ён насычаны педагагічным вопытам і народнай мудрасцю. Талерантнасць, памяркоўнасць, дабрадзейнасць паступова сталі адметнымі рысамі беларусаў. Больш таго, яны суседнічаюць з такімі якасцямі, як асабістая годнасць, мэтанакіраванасць, актыўнасць. Бытавыя традыцыі, святы, беларуская класічная літаратура - гэта тыя паняцці, якія аказваюць вялікі ўплыў на фарміраванне нацыянальнага характару. Ён спрыяе творчаму развіццю дзяцей ў свеце былін, казак, паданняў. Прыказкі і прымаўкі могуць служыць падставай для маральных запаведзяў, дапамагаючы развіваць мысленне, логіку, цікавасць да гісторыі і культуры народа. Выхаваўчы патэнцыял фальклору бязмежны. Сёння наша грамадства адраджае забытыя традыцыі даўніны, выкарыстоўваючы народны вопыт, ствараючы новыя мадэлі выхаваўчых тэорый і практык. Любы Фальклор бярэ свой пачатак у малых жанрах, у лік якіх уваходзяць загадкі, прыказкі і прымаўкі.

Цікавасць і ўвага да народнага мастацтва ў апошні час у нашай краіне яшчэ больш узрасла. Асновай для выхавання дзіцяці з'яўляецца фальклор таго народа, да якога ён належыць, як асяродзе, у якім мастацтва арганічна зліта з жыццём і светапоглядам людзей. Народнае мастацтва дорыць дзецям сустрэчы з напеўнымі і шчырымі мелодыямі, з сапраўдным, жывым, яркім, вобразным і ласкавым роднай мовай. Праз фальклор і фальклорныя святы дзіця можа развіцца, можа праяўляць свае ўменні, фантазію, паказваць сябе. У народных святах выдатны матэрыял для развіцця эстэтычных пачуццяў выхаванцаў, для пашырэння іх светапогляду і павышэння культурнага ўзроўню.

Слова folklore прынята перакладаць як «народная мудрасць», а яно звычайна ўжываецца як «народная творчасць». Але, удумваючыся ў пераклад « "народная мудрасць", датыкаешся з глыбінным сэнсам гэтага ўсёабдымнага паняцця, так як мудрасць стагоддзямі нараджала свет вобразаў народнага мастацтва, захоўваючы мінулае ў сучаснасці для будучыні.

Фальклор-гэта калектыўная мастацкая творчасць народа. Паэтычная народная творчасць стагоддзямі прыбірала ў сябе жыццёвы вопыт, калектыўную мудрасць працоўных мас і перадавала іх малодшым пакаленням, актыўна прапагандуючы высокія маральныя нормы і эстэтычныя ідэалы.

Фальклор-гэта творчасць, для якой не патрабуецца ніякага матэрыялу і дзе сродкам ўвасаблення мастацкай задумы з'яўляецца сам чалавек. Фальклору прынята прылічаць славесныя, музычныя, харэаграфічныя і драматычныя віды народнага мастацтва.

Фальклор мае ясна выяўленую дыдактычную накіраванасць. Многае ў ім стваралася адмыслова для дзяцей і было прадыктавана народным клопатам аб моладзі - сваей будучыні. Фальклор "абслугоўвае" дзіцяці з самага яго нараджэння.

Беларускі фальклор-адзін з самых багатых у свеце. Гэта душа беларускага мастацтва, беларускай музыкі. Творы народнага фальклору неацэнныя. У іх само жыццё. Яны павучальныя чысцінёй і непасрэднасцю. Знаёмства з музычнымі фальклорнымі творамі заўсёды ўзбагачае і надае высакароднасць. І чым раней дакранаецца да яго чалавек, тым лепш. Народная музыка арганічна ўпляталася ў чалавечае жыццё з нараджэння і да смерці. Такой жа арганічнай, натуральнай і неабходнай павінна стаць музыка для дзіцяці сёння. Дзіцяці даступна і зразумела народная творчасць, а значыць і цікава. Дзяцінства-перыяд росквіту ў жыцці чалавека. Гэта час, калі дзіця падобна да кветкі, якая цягнецца сваімі пялёсткамі да сонейка. Дзеці дашкольнага ўзросту вельмі чуйна рэагуюць на кожнае слова, сказанае дарослымі. Таму наша задача складаецца ў тым, каб прывіць дзецям любоў да прыгожага, навучыць іх уменням і навыкам гульні ў калектыве, развіць у дзецях такія якасці, як дабрыню, пачуццё таварыства і высакароднасць.

Фальклор захапляе дзяцей яркімі паэтычнымі вобразамі, выклікае ў іх станоўчыя эмоцыі, умацоўвае светлае, жыццярадаснае ўспрыманне жыцця, дапамагае зразумець, што добра і даступна, што прыгожа і што непрыгожа.

Гэтак жа фальклор выхоўвае ў дзяцей эстэтычнае станаўленне да прыроды, да працы, да ўсёй навакольнай рэчаіснасці, вучыць бачыць прыгожае ў чалавечых адносінах.

Удзел у абрадах, гульнях, карагодах, новая маляўнічая атрыбутыка, выступ калядоўшчыкаў паступова далучае да беларускіх нацыянальных традыцый, спрыяе развіццю творчай дзейнасці, раскрывае асобу, вядзе да самай сутнасці фальклорнай традыцыі - да імправізацыі, да стварэння такой атмасферы, у якой дзеці пражываюць усё эмацыйна і глыбока.

Дзіцячы фальклор дае нам магчымасць ужо на ранніх этапах жыцця дзіцяці далучаць яго да народнай паэзіі. Дзякуючы гэтаму, яшчэ задоўга да азнаямлення з казкамі, былінамі і іншымі буйнымі жанрамі беларускага фальклору на матэрыяле дзіцячага фальклору ў дзяцей дашкольнага ўзросту фарміруецца ўнутраная гатоўнасць да ўспрымання нашых вытокаў-беларускай народнай культуры.

     Змест дзіцячага фальклору

Што ж адносіцца да дзіцячага фальклору?

  • Частачкі — песенькі, якімі суправаджаецца догляд дзіцяці.
  • Слухаць пацешкі — гульні дарослага з дзіцем (з яго пальчыкамі, ручкамі).
  • Заклічкі— звароты да з'яў прыроды (да сонца, ветру, дажджу, снегу, вясёлкі, дрэваў).
  • Прыгаворкі— зварот да казурак, птушкак, жывёл
  • Лічылкі — караценькія вершыкі, неабходныя для справядлівага размеркавання роляў у гульнях.
  • Скорагаворкі і чыстагаворкі, непрыкметна навучаюць дзяцей правільнай і чыстай гаворцы.
  • Жарты, пярэкруты — пацешныя песенькі, якія сваёй незвычайнасцю весяляць дзяцей.
  • Народныя гульні, у аснове якіх часта бываюць найпростыя папеўкі.
свернуть

Нетрадиционные техники в аппликации

Картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Картотека музыкально-дидактических игр

 
 

Музыкально-дидактическая игра

 «Чудесный мешочек»

 Н.Г.Коно

Музыкально-дидактическая игра

 «Ритмическое эхо»

                           Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

Сюжетная музыкальная игра

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

Музыкально-дидактическая игра

«Кто как идет?»

   Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.51.

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках.

Описание: Три карточки с контурными изображениями зверей, идущих с палочками: на одной — медведь; на другой — лиса; на третьей — волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Требуется знание песни «Кто как идет?» Г. Левкодимова.

Ход игры: Играют четверо детей, один из них ведущий, Он раздает трём играющим по одной не цветной карте. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые действия лисы. Далее игра проводится так же, как и предыдущая. Игра заканчивается, когда все участники сложат свои цветные карты.

 

Игры и игровые задания

«Музыкальные прятки»

                                                         О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: обучать воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.

Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.

Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент.

Сюжетная музыкальная игра

«Цветок»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.38

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию, музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.

Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением грустных и радостных цветов, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши или краски (синего, серого, оранжевого, жёлтого цветов), отражающие эмоции грусти, радости; бумага.

Образы: грустные и радостные цветы. Методика проведения игры: Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыкально иллюстрированное стихотворение:

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день постоял – и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?             В. Викторов

     В процессе чтения стихотворения воспитанники рассматривают иллюстрации с изображением грустных и радостных цветов, слушают музыку радостного (грустного) характера; А. Жилинский «Детская полька»; Г. Сурус «Колыбельная».

     Затем совместно с детьми выбираем и рассматриваем эмоциональные открытки, цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости, объясняем их содержание и предлагаем нарисовать или смоделировать с помощью цветных фигур образы радостного и грустного цветка. Далее детям можно предложить под музыку изобразить цветовое окружение цветов (нарисовать фон, используя серые и синие тона для грустного цветка, яркие – оранжевые, жёлтые – для радостного).

Сюжетная музыкальная игра

«Катина кукла»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.79

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию,

музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.

Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением печальной и радостной куклы, эмоциональные открытки, карандаши, краски (синего, серого, оранжевого, жёлтого, красного  цветов), отражающие эмоции печали, бодрости; бумага.

Образы: печальная и бодрая кукла.

Игровое задание: Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции печали и бодрости;

д) нарисовать образ печальной и бодрой куклы.

Сюжетная игровая ситуация:

« У Кати было много игрушек. Но самой любимой игрушкой была кукла Оля. Однажды кукла заболела. Она капризничала и плакала. У неё болело горлышко. Послушайте музыку. Она расскажет нам о настроении Кати и её куклы». (Слушание пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и анализ её эмоционального содержания).   «Долго лечила Катя свою куклу. Поила её горячим чаем с мёдом, ставила компрессы. И наконец кукла выздоровела. Её щёчки порозовели, кукла заулыбалась. Послушайте, как об этом рассказывает музыка». (Слушание пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла» и анализ её эмоционального содержания). Затем предлагаем детям нарисовать печальную и бодрую куклу или придумать и нарисовать для неё костюмы. В данной игре можно создавать сюжетные ситуации с другими персонажами. Например, игривый воробей и хитрая лисичка, смешной кузнечик и задумчивый муравей, восторженный ветерок и печальное облако, весёлое солнышко и сердитая ворона, мечтающий кораблик и сердитая волна и т. д.

Сюжетная музыкальная игра

«Где живут ягодки?»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.83

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию, музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.

Материал: музыкальный фрагмент, иллюстрации с изображением нежной земляники, зелёных листьев, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (разных оттенков розового, красного тонов), отражающие эмоцию нежности; бумага.

Образ: нежная земляника

Игровое задание.

Предлагаем:

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоцию нежности;

д) сделать коллективный рисунок с изображением земляники на фоне зелёных листьев или поляны ягод из цветных фигур (большие и маленькие округлой формы розового и красного цветов).

Сюжетная игровая ситуация:

К солнцу листья тянутся

и растут, растут.

Под зелёным зонтиком

Ягодки живут.

Под зонтик загляни – ка:

Краснеет земляника.

В. Иванова

Нотное приложение: Ф. Шуберт «Вальс».

Сюжетная музыкальная игра

«Руки рисуют музыку»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.68.

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: фрагменты музыкальных произведений, эмоциональные открытки, отражающие разнообразные эмоции (грусть, радость, нежность, важность и т. д.)

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б) послушать музыку;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) выявить сенсорные особенности её звучания;

д) объяснить воспитанникам содержание блоков ритмоинтонаций;

е) рассмотреть и подобрать движения, необходимые для создания пластического образа;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

«Сегодня мы с вами будем дирижёрами. Но сначала давайте выясним, какую музыку мы хотим послушать. Посмотрите, сколько у нас цветков. Они и расскажут нам о музыке. Выбирайте цветок». Дети рассматривают эмоциональные открытки и выбирают для всех одну.

«Как вы думаете, какая будет звучать музыка?» Дети рассказывают о музыке исходя из содержания эмоциональной открытки. Далее предлагаем детям послушать музыку, проанализировать её характер, выбрать нужные движения из предложенных.

При проведении данной игры для слушания детям можно предложить музыку разного характера: радостного, торжественного, важного, задорного, шутливого и т. д.

Характерные особенности движений: нежные, плавные, мягкие, гибкие взмахи руками отражают эмоцию нежности; зигзагообразные, ломаные, резкие – эмоцию сердитости; волнообразные, суетящиеся, беспокойные – эмоцию взволнованности и т. д.  Дети «дирижируют» попеременно то одной, то другой рукой, а затем двумя руками вместе.

Сюжетная музыкальная игра

 «Сердитый  волк»

                                                           Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.69

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать пластические действия ( жестов, походок, поз, ритмических и танцевальных элементов), способствующих созданию музыкального образа.

Материал:  музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию сердитости.

Образы: сердитый волк.

Игровое задание:

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа сердитого волка;

д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т.д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа сердитого волка;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:  Рыщет волк в густом лесу,

                                                        Ищет кумушку лису.

С.Маршак

Характерные особенности движений:

сердитость – неуклюжая походка, шаг всей ступней с остановками, резкие взмахи руками со сжатыми кулаками или растопыренными пальцами, повороты головой то влево, то вправо, нахмуренные брови, сморщенный лоб.

Блок ритмоинтонаций: сердитость.

Сюжетная музыкальная игра

«Пёстрая крякушка»

                                                          Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.71

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию важности

Образ: важная уточка

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа важной уточки;

д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т. д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа важной уточки;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку

Спотыкалочкой.

Из народного творчества.

Характерные особенности движений:

Важность – неуклюжие, спотыкающиеся шаги с остановками, неторопливое покачивание корпусом тела, руки согнуты в локтях и приставлены к груди, надутые щёки.

Блок ритмоинтонаций: важность

Нотное приложение: Д. Шостакович «полька из балетной сюиты»

Сюжетная музыкальная игра

 «Осторожная лисица»

                                                         Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.70

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию осторожности; ударные игрушки – инструменты.

Образ: осторожная лисица. Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать стихотворение; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;  г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций (эмоция осторожности); д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью ударных игрушек – инструментов  без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа осторожной лисицы;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода (эмоция удивления)

Неподвижна и тверда.

В. Викторов

Характерные особенности движений:

Осторожность – неуверенные, тихие шаги на носочках с остановками, повороты головы то вправо, то влево, вкрадчивые, мягкие движения кистями рук.

Блок ритмоинтонаций: осторожность.

Нотное приложение: Т. Попатенко «Лиса»

Варианты игры: предложить послушать музыку загадочного характера, а затем рассмотреть и создать пластический образ удивлённой лисицы.

Сюжетная музыкальная игра

 «Ветерок»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.76

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональные открытки, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию радости.

Образ: радостный ветерок.

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) объяснить содержание блока ритмоинтонаций отражающего эмоцию радости;

д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т. д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа радостного ветерка;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

В детстве ветер был ветерком,

Непоседливым ребёнком.

По обочинам дорог

Бегал шустрый ветерок.      Л. Кондрашенко

Характерные особенности движений:

Радость – лёгкие попеременные движения кистями рук, бег змейкой на носочках.

Блок ритмоинтонаций: радость.

Нотное приложение: М. Глинка «Простодушие»

Музыкально-дидактическая игра

«Узнай свой инструмент»

 Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.52.

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.

Описание: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.

Ход игры: Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.

Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

 
свернуть

Дидактические игры, направленные на воспитание чувства патриотизма, любви и привязанности к Родине

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через  игру, предметную деятельность, общение, труд.

         Предлагаемые дидактические   игры  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

 

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: школа, магазин); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5 чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.

3 вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант – «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант – «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Минска, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси;             3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо – с эмблемой южных стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте – белку, бурундука, в Волковыске – волка и т.д.).

5 вариант – «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй – по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

 

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

         Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

 

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом – соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий – узкий», «высокий – низкий», «большой – маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

         Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

 

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

         У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача – па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

         Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

 

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

 

Дыдактычная гульня “Мінск сёння”

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.

Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші – 9 шт., канверт – 1 шт., упаковачны канверт – 1 шт.

          Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.

 

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт – 36 літар, 6 слоў; другі канверт – 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

 

 

свернуть

Организация сюжетно-ролевой игры в учреждении дошкольного образования

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире”. В.А. Сухомлинский

          Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.

       Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими детьми.

Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка включать в игру и условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разные события).

      Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть “не только коллективная проработка знаний” или тем “Космос”, “Стройка” и т.д., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную, творческую игру детей.

Основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  3. Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

        Такая стратегия обеспечивает и индивидуальную самостоятельную игру детей и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. И все эти принципы “повиснуть в воздухе” если мы не определим реальной опоры и реального средства, на которое может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжетная игра. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастной характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

     Рассмотрим конкретные приемы, позволяющие реализовать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада.

      2-я младшая группа.

К 4-м годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами “понарошку” подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то “понарошку” -мамой, доктором, шофером. Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль, как специфический способ построения игры?

Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, чтобы партнер понимал, что он не Петя, а шофер автобуса.

Ролевое поведение всегда имеет 2 аспекта.

Первый – это специфические действия с предметами, например, доктор делает укол.

Второй – ролевая речь, направленная на других людей (доктор узнает у пациента, что у него болит).

     Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только осуществлять специфические для роли действия, но и уметь развертывать ролевое воздействие – ролевой диалог. Задача воспитателя при этом с детьми 4-го года жизни – построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действие с игрушкой на взаимодействие с партнером-взрослым.

     Воспитатель строит совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя. Первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру – я – доктор, буду лечить детей. Здесь у меня больница. Катя, твоя дочка заболела? Веди ее в больницу. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т.е. ориентирует детей друг на друга. Значение такой совместной игры со взрослыми заключается в свободной самостоятельной игре детей, действия с игрушками будут сопровождаться ролевыми диалогами, появится название своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему.

Показателями успешного формирование ролевого поведения у детей 4-х лет является следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстниками, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Средняя группа.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывание игры.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером игры.

Игра должна развертываться так, чтобы для ребенка “открылась” необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем 2-х условий:

  1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры: персонажей в игре должно быть больше, чем участников.

Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в  игре,    можно   представить  так, чтобы    одна   из  ролей (основная)   была непосредственно связана с несколькими ролями. Возможно состав ролей принимает вид “куста”, например: матрос, Капитан, пассажир, водолаз.

   Такой сюжет развертывается постепенно, в первом событии взаимодействуют капитан и матрос, во втором – капитан и пассажир, в третьем – капитан и водолаз. Таким образом, одна роль (капитан) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных.

     Ребенку предлагается главная роль героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей. (Давай играть в Емелю, я буду Емелей, а ты – щукой). С каждым ребенком игру по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2–3 раза, каждый раз меняя конкретную тематику. После этого воспитатель может переходить ко II этапу формирования – учить детей менять первоначально принятую роль, а ребенку предлагает дополнительную.

       Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла – у них формируется умение планировать игру.

В игре педагог учит детей обращаться друг с другом. Первые диалоги в дальнейшем обрастают подробностями и становятся привычно употребляемыми.

Старшая группа.

     К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?

     Для того, чтобы действительно переводить детей на более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшею ее эволюцию. Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников – это игра – фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.

    Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение игры – совместным сюжетосложением.

   Эффективным средством формирования сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на предыдущих этапах.

На данном этапе – это совместное сюжетосложение. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.

    Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно воспитатель переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобным для такого постепенного изменения являются сюжеты волшебных сказок. Например, сказка “Иван-Царевич и Серый Волк ” Какие здесь возможны преобразования? Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-Царевича. Можно заменить Жар-птицу – новогодней елкой, отправляет не Ивана-Царевича, а слугу. Герой может встретить не Серого Волка, а другого обладателя волшебного средства (Бабу-Ягу, Фею) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет и т.д.

Общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание, знать, как можно изменить знакомый сюжет, а не детям. Ни в коем случае нельзя специально объяснять им схему сюжета. В таком случае игра превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность.

По мере овладения умениями совместно комбинируя разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба-Яга и продавец).

Характер игры –придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

  1. совместное “вспоминание” (пересказ) известной сказки;
  2. частичное преобразование известной сказки;
  3. придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
  4. развертывание нового сюжета с разнообразными ролями в процессе “телефонных разговоров”
  5. придумывание новых историй на основе реалистических событий.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится более развернутой. Ребенок для нее использует множество дополнительных деталей. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев.

В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.

Литература:

  1. “Организация сюжетной игры в детском саду” Н.Я.Михайленко.
  2. “Развитие игровой деятельности дошкольников”А.В.Калинченко.
  3. “Воспитателю о детской игре” Д.В.Менджерицкая.
  4. “Игровая деятельность в детском саду” Н.Ф. Губанова.
свернуть

Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников

Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

Существует несколько функций сказки:

  • помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Лукьяновой и других авторов доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

  1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
  2. Разработать методику использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников

Реализация первой задачи предполагает исследование сказоч­ных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Следующий этап работы заключается в детальном ана­лизе содержания сказок, вычленении в них экономических кате­горий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях, что предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Также стоит обратить внимание на педагогические условия построения системы экономического воспитания старших дошкольников.

  • использование сказки не только как средства «обучения» эко­номике, но и как средства развития личности;
  • организация комплексной работы со сказкой;
  • создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освое­ние экономических понятий:

  • Сказки, отражающие труд людей: «Крошечка-Хаврошечка» , Морозко
  • Сказки о потребностях и возможностях: «Иван – царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Сказки о деньгах: «Муха-Цокотуха», «Огниво»
  • Сказки о рекламе: «Как старик корову продавал», «Кот в сапогах»
  • Сказки о купле – продаже: «Аленький цветочек», «Мальчик - с - пальчик»
  • Сказки о бартере: «Мена», « Лисичка со скалочкой»

В каждой сказке выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях, в совместной деятель­ности взрослых и детей, в свободной деятельности детей.

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Этой присказкой обычно заканчивались наши сказки. Интересовались ли вы, а в чем, собственно, состоит урок?

Рассмотрим пример.

В сказке «Лисичка со скалочкой» раскрывается вся лисья сущность, а также способы и методы наживы. В эпоху Лисы люди честные и открытые становятся наивными жертвами обмана. А на первый план выходит получение наживы и обман любой ценой. Не это ли мы сейчас наблюдаем? "Умение жить" превозноситься, а честность, ответственность, семейные ценности и совесть не в почете. Но все же за своих детей, за свое будущее надо постоять. Лиса же в конце сказки несет наказание, подставляя сама себя. Избавляясь от того, что ей мешает, она забывает о том, что «хвост» является ее частью.

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

 

свернуть

Методические рекомендации "Организация прогулок в учреждении дошкольного образования"

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. В соответствие с СанПиН «пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов» [ч.1 ст.163].

Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха –15 °С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха –18 °С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет [ч.3 ст.163 СанПиН]. При небольшом дожде ее можно организовать  на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читают, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее  не следует, решение о сокращении либо отмене прогулки принимает руководитель.

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала  физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;

- проводить разъяснительную работу среди  родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках  в выходные дни.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть  удобны и соответствовать погоде. В этом направлении также необходима большая  информационно-разъяснительная работа с родителями. Одежда должна быть комфортная, из натуральных тканей, при температуре от +3  до –3  трехслойная, при температуре  от –4 до –10 четырехслойная, при температуре воздуха от –11 до –15 рекомендуется зимняя утепленная куртка,  четыре слоя одежды.

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на  участок, остальные продолжают одеваться под  присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трехлетнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; надевают колготки, штаны, сапоги, кофты, шапки, куртки, шарфы, варежки (обратите внимание на последовательность одевания детей, процесс раздевания происходит в обратном порядке). Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет  8-12 минут, если  оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не сформированы и необходимо учить детей одеваться быстрее, используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный. Запрещено сравнивание одного ребенка с другим, наказание, осуждение, оскорбление.

Дети, ослабленные после болезни, выходят на прогулку последними, возвращаются с прогулки первыми.

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и  к занятию: ставит перед собой определенные педагогические  и оздоровительные задачи, продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.  

 

Структура прогулки:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры и физические упражнения.
  3. Индивидуальная работа с детьми.
  4. Трудовая деятельность.
  5. Самостоятельная деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности [2, с.148]. Если в содержание прогулки включается физкультурное занятие на воздухе, то оно дополняет, а не заменяет подвижные игры и упражнения. Физкультурное занятие планируется строго в конце прогулки, после занятия дети идут в группу.

 

Организация и проведение наблюдений

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;
  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1) устанавливаются факты;

2) формируются связи между частями объекта;

3) идет накопление представлений у детей;

4) проводятся сопоставления;

5) делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

При подготовке к наблюдениям следует продумать:

  • Организацию обстановки (объектов наблюдения,  отбор и расположение объекта).
  • Размещение детей.
  • Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
  • Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика наблюдения).

Характер и содержание ответов детей.

  • Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

 

Подвижные игры и физические упражнения

 

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке: в младших группах — 6-10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших — 20-25 минут. Каждый месяц разучивается 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

При планировании подвижных игр и  особенно физических упражнений,  следует учитывать содержательный компонент физкультурных занятий. Индивидуальную работу по физической культуре проводит воспитатель на прогулке.

При подготовке к проведению подвижных игр следует продумать:

  • Место проведения, атрибуты.
  • Приёмы руководства.
  • Индивидуальный подход в процессе игры.

 

Трудовая деятельность

 

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • индивидуальные трудовые поручения,
  • работа в группах,
  • коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания — последовательных его этапов.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

 

При подготовке к организации трудовой деятельности следует продумать:

  • Организацию условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
  • Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа или вся группа).
  • Приемы постановки и объяснения трудового задания.
  • Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.
  • Приемы организации взаимодействия детей в процессе труда.
  • Оценку деятельности воспитанников, ее содержание, формы.

 

Индивидуальная работа

 

Во время прогулок воспитатель в соответствие с планом проводит индивидуальную работу с воспитанниками по направлениям учебной программы: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому и эстетическому развитию.

Так, например, для одних он организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков. Или, например, осуществляет работу по развитию речи ребенка: разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Долгие летние прогулки предоставляют замечательную возможность организовать индивидуальную работу с детьми, не в полной мере усвоившими учебный материал, во всех образовательных областях. Воспитатель должен организовывать изобразительную деятельность, обеспечить наличие на прогулках разнообразного выносного материала  не только для игровой деятельности. Детям даются индивидуальные задания по формированию математических представлений, развитию грамматического строя речи и пр.

 

Самостоятельная деятельность воспитанников

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные игры с выносными игрушками; строительные и конструкторские игры с выносным и природным материалом, подвижные игры со спортивным инвентарем и т.п.)

Изобразительная деятельность (рисование карандашами и фломастерами в теплое время года, мелками на асфальте, палочками на песке и т.п.)

Ориентированно-познавательная деятельность (самостоятельные наблюдения детей, игры с песком и водой, снегом и т.п.)

Художественно-речевая деятельность (чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, пение детских песенок, организация выносных театров и т.п.)

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности.  Одни дети предпочитают  спокойные игры и могут ими заниматься  в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

         При подготовке к организации самостоятельной деятельности следует продумать:

  • Организацию обстановки (атрибутика).
  • Приемы организации взаимодействия детей.
  • Приёмы руководства (способы привлечения детей, распределение игровых действий и т.п.).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, приводят в порядок участок. По приходу в группу дети раздеваются, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Обратите внимание, головные уборы, шарфы хранятся на верхней полке; куртки, кофты, штанишки, пакет со сменной одеждой – на средней; обувь – на нижней полке шкафчика.

 Памятка для воспитателя по проведению прогулок

  1. Разработку прогулки начните с планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
  2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
  3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
  4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
  5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
  6. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
  7. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада

  • Перед выходом детей на прогулку осматривайте территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Следите, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следите за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.
  • При проведении прогулки следите, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщите о случившемся руководителю. 
  • Обучайте навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

 Запрещается:

  • Оставлять детей одних, без присмотра.
  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить медицинского работника и заведующего.

свернуть