Готовимся к школе, играя

Так как ведущая деятельность ребёнка в возрасте до 7 лет – игровая, то чем больше ребёнок играет в дошкольном возрасте, тем лучше он развивает необходимые качества и способности. Главное, чтобы домашние игры не заменялись компьютером или планшетом.

 

Игры и упражнения направленные на формирование внимания

«Что изменилось, чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации), памяти.

Оборудование: 4 картинки с изображением знакомых ребёнку предметов.

Описание. Ребёнку предъявляются 4 картинки, которые он называет. Затем ребёнка просят отвернуться, а взрослый убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просят ребёнка найти изменения.

«Кто летает?»

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а ты сразу отвечай. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечай: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведи руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «Поросенок летает?», молчи и не поднимай руки.

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

«Не пропусти слово»

Цель: развитие распределения и переключения внимания, умения выделять главные признаки предмета.

Описание. Ребенку называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если он сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

«Найди отличие»

Цель: развитие распределения внимания, умения концентрироваться на деталях.

Описание. Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два жирафа (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия.

"Летела корова"

Цель: развитие произвольного внимания, речи.

Описание. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: «Летела – корова – сказала -  слово. Какое слово сказала корова?» Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «т», следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Игра «Да и нет не говори»

Цель: развитие внимания, воли.

Взрослый задает вопросы, а ребёнок отвечает, не используя слова «да» и «нет»:

 

- Вы ходите в детский сад?

- Вы живёте в Африке?

- Вы любите мороженое?

- Вы ели чёрное мороженое?

- Вы умеете ходить на руках?

- Вы умеете летать?

- Вы играете в куклы?

- Ночью светит солнце?

- Волк боится зайца?

- Вы любите ходить к врачу?

 

- Тебя зовут Петя?

- Корова умеет летать?

- Вы сейчас спите?

- На вас надето платье?

- Зимой трава бывает?

- Трава белая?

- Снег горячий?

- Арбузы растут на дереве?

- Люди ходят по потолку?

- Доктор стрижёт людей?

 

Игры на развитие памяти

«Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И т.д. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду растут…» (порядок тот же)

Примечание. В этих играх не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получал от этого удовольствие.

"Я - фотоаппарат"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Описание. Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и начинает перечислять все, что удалось запомнить.

«Запомни пары слов»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание. Прочитайте ребёнку пары слов. Обратите внимание ребёнка на то, что слова связаны между собой по смыслу. Затем назовите первые слова пар, а ребёнку предложите вспомнить вторые слова.

Стул – кресло.

Завтрак – стол.

Сны – кровать.

Диван – семья.

Шкаф – холодильник.

Одежда – комод.

Рюкзак – ученик.

Телевизор – тумбочка.

Ёлка  - лес.

Новый год - январь.

Подарок – радость.

Горка – санки.

Лыжи – два.

Снег – дождь.

Гирлянда – звёзды.

Шапка – шарф.

 

Игра «10 картинок»

Цель: развитие зрительной памяти.

На стол раскладываются картинки, ребёнок запоминает, затем одна убирается. Ребенок (родитель) должен определить, какая картинка исчезла.

 

Игры на развитие мышления

«Четвертый лишний»

Цель: развитие речевого мышления, мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Инструкция: Взрослый называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т. е. тот, который не подходит к остальным.

шкаф, кресло, кровать, чашка;

конь, кошка, голубь, собака;

сосна, берёза, липа, клубника;

помидор, капуста, курица, морковь;

книга, чайник, газета, тетрадь;

слива, вишня, яблоко, мяч;

ёж, волк, лиса, кошка;

тюльпан, ромашка, смородина, василёк;

мяч, машина, пирамидка, ручка;

поезд, самолёт, молоток, теплоход;

соловей, орёл, пчёлка, снегирь;

санки, коньки, качели, лыжи;

пальто, молоток, клещи, пела;

метель, мороз, солнце, снег.

 

Игра «Чем похожи, чем отличаются»

Цель: развитие мышления, познавательной активности.

Взрослый называет два предмета. Ребенок с другими членами семьи перечисляют, чем эти предметы похожи, а потом - чем отличаются:

самолёт – птица                      кукла – девочка
солнце – луна                          туча – облако
трамвай – метро                      кастрюля – сковорода
столб – дерево                         озеро – река

«Кто кем (чем) будет?»

Цель: развитие логического мышления, речи.

Описание. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы дети, отвечая на вопрос, грамотно склоняли имена существительные. 

Кем будет яйцо? Может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей;

цыпленок - петухом

мальчик - мужчиной

теленок - коровой или быком

бумага - книгой

 снег - водой

 вода - льдом

 семечко - цветком

 мука - блинчиками

«Найди общее слово»

Цель: развитие речевого мышления.

Описание. В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Нужно постараться передать его, одним словом.

Инструкция: «Каким общим словом можно назвать следующие слова:

Вера, Надежда, Любовь, Елена;

а, б, с, в, н;

стол, диван, кресло, стул;

понедельник, воскресенье, среда, четверг;

январь, март, июль, сентябрь».

Примечание. Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово «весенние месяцы», а может быть «месяцы года» и т.д.

"Говори наоборот"

веселый – грустный                  умный - глупый

быстрый – медленный              трудолюбивый - ленивый

пустой – полный                       тяжелый - легкий

худой – толстый                       трусливый - храбрый

 

«Назови слово ласково»
нос – носик, рот - … , клюв - …, гвоздь - …, куст - …, карандаш - …, хвост - …,  халат     - …, лист - … и т.д.;
аналогично:
стул – стульчик, чемодан - …, диван - …, вагон - …, попугай - …, суп - …,
помидор - …, шкаф - …, портфель - … и т. д.;
дерево – деревце, платье - …, окно - …, одеяло - …, кресло - …, зеркало - … и т.д.;
юбка – юбочка, ваза - …, бочка - …, лапа - …, вилка - …, чашка - …, тарелка - …, ложка - …, лента - …, клетка - …,  кружка - …, куртка - …, подушка - …, стена - ….
 

Назови, одним словом: 
Кисель, кефир, сок, чай  это - … (напитки).
Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка -
Муравейник, нора, логово, берлога -
Самолёт, корабль, лодка, мотоцикл -
Двойка, тройка, пятёрка, единица -
Салат, каша, борщ, запеканка -
Топор, лопата, пила, отвёртка -
Серьги, браслет, цепочка, кулон -
Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло -
Клюв, перья, крылья, коготки –

 

Объясни, что хорошего и что плохого в следующих явлениях:
Купание в реке                                   Езда на машине 
Просмотр телевизора                        Загорание на пляже  
Компьютерные игры                         Гонка на мотоциклах
Рубка леса                                          Охота Прогулка в лес

 

Когда это бывает  и  что это значит, объясни:
ливень,     листопад,    мороз,     пасмурно,    жара,     купание,   сосульки,   ледоход,   снежки,   куличики,   вьюга,   проталины,   урожай,   капель,   каток,   прополка.

Игра «Потерянные вещи»

Цель: развитие речи.

В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют различные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол Находок, но ему точно нужно рассказать о том, какая она. Взрослый ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас я буду звонить и описывать потерявшуюся вещь, а ты должна будешь отгадать, что за вещь я потеряла». Потом взрослый и ребёнок меняются ролями.

Игра «На одну букву»

Цель: развитие речи.

Участники выбирают любую букву, начиная с которой все присутствующие члены семьи должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в комнате.

Игра «Аукцион»

Цель: развитие познавательной активности.

Родители с детьми  делятся на две команды.

Ведущий показывает любой предмет, например: карандаш. Команды по очереди дают ему характеристики: по назначению – рисовать, писать, бросать, чесать и др.; качественные – жёлтый, деревянный, острый и др. (за правильные ответы участники получают очки или фишки, наклейки).

поделиться в: