В настоящее время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности, теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению.
Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу (городу), культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны между собой.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствуют нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его личности, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
В образовательной работе по музыкальному развитию детей, предусмотрены различные виды деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. В работе используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру народная песня входит в быт; дети учатся общаться, знакомятся с малыми жанрами народного творчества, приобщаются к народным традициям.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость белорусского народа, в результате у них развивается интерес и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное моральное воздействие на сознание детей. Произведения народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Разнообразие мелодий обогащает знания детей, развивает творчество, фантазию. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольников.
Приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости. Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем – это истинная музыка, истинная поэзия. Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями, поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и развития, связь семьи и детского сада – дают положительные результаты в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различать многие звуки и необычно чутко реагировать на них.
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности. Нравственно-патриотические чувства формируются постоянно, в процессе накопления знаний, вырастают из любви к близким, родному краю, Родине.
Современное дошкольное учреждение выступает социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ нравственности. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них нравственно-патриотические чувства. Музыка, используемая для восприятия, постановок танцев, оформления праздников, утренников способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, усиливает творческую и познавательную активность.
Музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроение ребёнка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования патриотических чувств. Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого.