С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.
Одной из таких форм является логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, способствующие:
улучшению звукопроизношения;
овладению слоговой структурой слова;
расширению словарного запаса детей дошкольного возраста;
укреплению здоровья ребенка (в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной);
развитию моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, осанки и походки.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы:
последовательность;
постепенное усложнение и повторяемость материала;
отработка ритмической структуры слова;
четкое произношение доступных по возрасту звуков;
обогащение словаря детей.
Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.
Логоритмические упражнения можно применять не только на занятиях учителя-дефектолога, но и включать отдельные логоритмические упражнения в режим дня дошкольника. Эти упражнения можно проводить в отдельных режимных моментах, как под музыку, так и без нее. Музыкальное сопровождение упражнений дает положительный эффект для развития и закрепления полученных качеств и умений, для формирования согласованности и координации движений, воспитывает чувство ритма. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения удобны для применения, как логопедами на занятиях, так и воспитателями в группах, у которых нет музыкального образования.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:
под музыку;
под счет;
словесное и стихотворное сопровождение.
В процессе коррекционно-образовательной работы важно уделять большое внимание речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы:
утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;
проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов – умывания, одевания на прогулку, подготовки к нерегламентированной деятельности;
динамические паузы;
физкультурные сюжетные формы с использованием речевого материала;
логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса;
бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
подвижные игры с речетативом и движениями.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.).
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах:
перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем;
улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;
появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям;
легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев;
формируются основы культуры движения, правильная осанка;
оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая - левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад);
появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Во время наблюдений на уличных прогулках.
Например: наблюдение за зимующими птицами «Синичка и воробей»:
В коричневом пальтишке летит к нам воробьишка.
Чик – чирик, чик – чирик, Взмахи руками.
Трудно ему зимой одному.
Крошки и зернышки дайте ему.
Чик – чирик, чик – чирик. Ударять пальцем одной руки о ладонь другой.
Я на месте не сижу,
Люблю сало и крупу.
Тили-тень, тили-тень. Прыжки на месте.
Желтая я птичка,
И зовусь синичка. Поклоны направо, налево.
Тили-тень, тили-тень.
Динамических паузы и физминутки, во время образовательной
деятельности.
Например: лексическая тема – «Осень»,
Мы по улице гуляем, мы листочки собираем. Да-да-да, да-да-да, 2р.
Ручками похлопаем. Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, 2р
Ножками потопаем. Топ-топ-топ, топ-топ-топ, 2р.
Мы попрыгаем скорее, чтобы было веселее.
Прыг-прыг-прыг, прыг-прыг-прыг,
С осенью подружимся, как листья, закружимся. Да-да-да, да-да-да, 2р.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок во время режимных моментов – умывания, одевания на прогулку.
а) Поговорки во время умывания: «Помоем ручки», «Водичка, водичка умой мое личико»:
Мылом мы намылим ручки,
Раз, два, три. Раз, два, три.
А на ручках у нас пузыри, пузыри.
б) Чистоговорки:
РА-РА-РА - очень холодно с утра, РУ-РУ-РУ - я на улицу пойду;
ША-ША-ША - как погода хороша, ШИ-ШИ-ШИ - на прогулку идут малыши;
ЛИ-ЛИ-ЛИ - мы на улицу пошли, ЛО-ЛО-ЛО – много снега намело.
в) Наблюдение за работой помощника воспитателя:
Пылесос, пылесос, ты куда суешь свой нос?
ЖУ – ЖУ - ЖУ, ЖУ – ЖУ – ЖУ!
Я порядок навожу!
Дыхательная гимнастика со звукоподражанием.
Шум леса – Ш – Ш – Ш. ,
Полет комара – З – З – З. ,
полет жука – Ж – Ж – Ж. ,
мячик сдулся – С – С – С. ,
накачиваем насосом – Ф – Ф – Ф.
При этом, комплекс «вдох – выдох» можно выполнять по - разному: вдох носом – медленный выдох через рот; вдох – задержать дыхание – выдох; вдох – выдох по порциям.
Речедвигательные подвижные игры.
Пример: «Дождик»
Вышли дети погулять, (Дети ходят по кругу)
Стали дождик умолять: (Водящий стоит в центре)
Дождик, дождик, подожди!
Дождик, дождик, не дожди!
Я вас слушать не хочу, (Говорит водящий, дети разбегаются)
Я сейчас вас намочу! (Водящий их ловит).