Чтобы все виды детской деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития.
Когда изменилось название профессии, и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.
Особенности деятельности помощника воспитателя:
- Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
- Под руководством воспитателя участвует в организации образовательного процесса с детьми и в режимных процессах:
понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;
поддерживает натуральную эмоционально-стабильную обстановку в группе в течение дня;
наблюдает за самостоятельной деятельностью воспитанников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;
участвует в подготовке и организации занятий;
формирует у детей культурно-гигиенические навыки, самостоятельность;
сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;
раздевает и одевает детей;
кормит и укладывает спать.
- Несёт ответственность за выполнение инструкции об охране жизни и здоровья детей.
- Осуществляет санитарно-гигиенический досмотр детей.
- Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
- Получает и раздаёт еду.
- Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях, которые направлены на укрепление здоровья детей.
Координация взаимодействия помощника воспитателя с детьми
в течение дня.
Организация утреннего приёма детей
Общие правила по приёму: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения.
Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.
Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.
Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого ребенка.
Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения воспитанников.
- Подготовка и организация прогулки
Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании.
В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены.
Помогает воспитателю вывести детей на прогулку.
Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов.
Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны).
По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей.
Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей
Осуществляет санитарно-гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук).
Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно-гигиенические навыки.
Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей.
Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна.
Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия.
Игровая деятельность
Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой
Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию).
Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей.
Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек, проводит совместно воспитателем мелкий ремонт игрушек.
Изобразительная деятельность
Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия.
Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью.
Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ.
Трудовая деятельность
Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду.
В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой.
Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.).
Образовательная деятельность
В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.
По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирании их после занятий.
По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий.
Самостоятельная деятельность
В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в группе.
Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения.
Таким образом, для того, чтобы добиться желаемого положительного результата во всех видах детской деятельности и режимных моментах, необходима помощь и участие помощника воспитателя.
ПАМЯТКА
Организатором правильного режима в группе является воспитатель,
его непосредственным помощником является помощник воспитателя.
Распределение обязанностей в течение дня:
воспитатель |
помощник воспитателя |
Прием детей, беседы, игры, индивидуальная работа, труд |
Осмотр группы, влажная уборка, уборка санузла, прилегающей к группе территории помещения и веранды на участке |
Руководство подготовкой к завтраку, проведение завтрака |
Сервировка столов, руководство дежурством детей, привитие культурно-гигиенических навыков |
Подготовка к прогулке, проведение прогулки |
Оказание помощи в одевании детей, вывод 2-й подгруппы детей на участок. Проведение влажной уборки, проветривания, подготовка спальни ко сну |
Руководство подготовкой к обеду, проведение обеда |
Сервировка столов, руководство дежурством детей, привитие культурно-гигиенических навыков |
Подготовка детей ко сну |
Уборка столовой, влажная уборка других помещений |
Проведение закаливающих процедур после сна |
Помощь педагогу в проведении закаливающих процедур, влажная уборка в спальне |
Организация полдника |
Сервировка столов, руководство дежурством детей, привитие культурно-гигиенических навыков |
Проведение индивидуальной работы во второй половине дня, трудовые поручения |
Присмотр за детьми, не занятыми на занятии (чтение книг, игры), трудовые поручения |
Вечерние прогулки |
Уборка столовой |
|