Профилактика насилия

Признаки сексуального насилия над несовершеннолетними

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  • гематомы (синяки) в области половых органов;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
  • гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
  • боль в нижней части живота;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста),
  • отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

    • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
    • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
    • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 
    • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
    • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

    • падение самооценки;
    • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:
    • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
    • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

свернуть

Круги общения: как рассказать детям о личных границах

С детьми можно говорить понятно, доступно, и объяснять им чуть ли не с 3 лет важность своего личного пространства. Такая визуальная инструкция рассчитана на детей 4-12 лет. Называется она circles of relationships – круги общения, круги отношений – и может помочь предотвратить сексуальное домогательство, физическое, психологическое насилие просто потому, что ребенок поймет, что происходит что-то неправильное.

С детьми раскрашивают эти круги, проговаривают разные ситуации, дают угадать, как правильно поступить в каждом из случаев. И сто раз говорят – если тебе некомфортно, ты должен сказать СТОП, НЕТ. Если кто-то ведёт себя неправильно, по твоему мнению, ты должен рассказать другим взрослым – родителям, учителям. Никто не может прикасаться к тебе без твоего согласия. Ты тоже не имеешь права вторгаться в чужое личное пространство без разрешения. И если тебя не поняли с первого раза, ты должен повторять и повторять, пока тебя не услышат, пока тебя не поймут и не помогут. Ты не должен искать решение сам, ты не должен скрывать, ты не должен стыдиться. Не бойся говорить. Не бойся спрашивать.

МЕТОДИКА "КРУГИ ДОВЕРИЯ"

свернуть

Буклет "Этапы формирования половой идентичности"

Буклет "Виды, причины,последствия насилия над детьми"

Научите детей видеть ложь!

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

свернуть
поделиться в: