Дата: Октябрь 2024
Экскурсия "Такие разные деревья"
Цель: расширение знаний о признаках и характерных особенностях осенних деревьев.
Задачи:
Закреплять представления детей о группах деревьев (лиственные и хвойные), продолжать закреплять умения различать деревья, выявлять изменения, которые произошли с ними осенью, закреплять представления о строении дерева; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.
Дети выходят на экскурсию, встают рядом с воспитателем.
Ход экскурсии
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, наступила осень. Посмотрите, какая это красивая пора и послушайте стихотворение.
Осень.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее,
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Мы с вами сегодня отправимся на экскурсию на территорию средней школы, посмотрим, какие есть деревья на территории школы и как их украсила художница - осень.
Сейчас я загадаю вам загадку, и если вы ее отгадаете, то узнаете, какое дерево первым мы встретим на своем пути:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год…
Правильно, елка, Ребята, это чудесное и необычное дерево! Осень не смогла изменить его цвет.
Ребята, я сказала, что это дерево необычное, а чем оно отличается от других деревьев? (Оно зеленое, у него нет листьев)
Вместо листьев на елочке растут колючие иголочки. Иголочки всегда остаются зелеными, и никогда не меняют цвет. На других деревьях листья осенью опадают, а елка иголки даже зимой не сбрасывает.
Про нее говорят: «Зимой и летом одним цветом». Иголки на елке называются хвоя, поэтому это дерево хвойное. Ель большое и высокое дерево, у него широкий ствол и много веток, усыпанных хвоинками.
Ребята, а чтобы нашей елочке не было грустно, давайте для неё споем песенку.
Песня «В лесу родилась елочка» (один куплет)
Ребята, давайте попрощаемся с елью и отправимся дальше. А отправимся в путь мы на поезде (дети встают друг за другом)
Чух – чух! Чух –чух!
Мчится поезд во весь дух.
(во время ходьбы до следующего дерева дети беседуют с воспитателем о ели, закрепляют полученные знания)
Дети с воспитателем останавливаются недалеко от рябины.
Воспитатель: ребята, послушайте следующую загадку:
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят. (Рябина)
Правильно, мы пришли в гости к рябине.
Посмотрите, какая она нарядная - как много красных ягод на этом дереве! Ягоды красивые, так и хочется сорвать и положить в рот, но на вкус они горькие, только когда наступят морозы, они станут не такими горькими. Зато их очень любят птицы. Когда наступит зима и птицам станет нечего есть, ягоды рябины спасут их от голода.
Люди всегда любили рябину за ее красоту, девушки делали из ягод бусы, а еще она может лечить: сок из ее ягод очень полезный при простуде.
Ребята, рябинка не высокое дерево, с тонким стволом и осенью у неё опадают листья, поэтому это дерево – лиственное.
Ребята, а мне рябинка рассказала сказку, о том как она свои листочки потеряла:
«Жил был на свете маленький Ветерок, который очень любил везде летать. Однажды Ветерок пролетал мимо нашего детского сада и увидел красивые деревья с разноцветными листочкам и яркими ягодами (показать на дерево). Очень они понравились ветерку. Присел он на веточку и спрашивает у листочков: «Вы кто?».
«Мы листочки, мамы – дерева сыночки» - услышал он в ответ. «А не хотите ли вы, листочки, полетать со мной? Это так весело и интересно!» - предложил Ветерок. А листочки отвечают: «Полетать хотим, да не умеем». «А я вам помогу» - воскликнул Ветерок и как пробежал по веткам деревьев – ух!» Листочки ухватились за Ветерок и закружились с ним в воздухе. Как им всем было весело!»
Воспитатель: листочкам было весело играть с ветерком, и я вам предлагаю поиграть, я буду Ветерок, а вы – листочки.
Подвижная игра «Осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки.
Мы осенние листочки
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели,
Мы летали, мы летали –
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул,
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: ребята, мы с вами сегодня навестили елочку и рябинку, посмотрели, как изменила, разукрасила их осень, узнали что есть хвойные деревья и лиственные. Скажите, ребята, а можно деревья обижать, ломать ветки? (Нет)
Конечно, ведь деревья живые. Они, как и люди, растут, питаются, дышат, им больно, когда их обижают.
Наша экскурсия подошла к концу. Мы сейчас вернемся в детский сад на нашем поезде.