Уважаемые родители!
Ответы на часто возникающие вопросы, касающиеся поступления ребенка в первый класс Вы можете найти на сайте Министерства образования Республики Беларусь.
Уважаемые родители!
Ответы на часто возникающие вопросы, касающиеся поступления ребенка в первый класс Вы можете найти на сайте Министерства образования Республики Беларусь.
Вчера лишь тебе говорили - малыш,
Порой называли - проказник.
Сегодня уже ты за партой сидишь,
Зовут тебя все - Первоклассник!
Серьезен. Старателен.
Впрямь - ученик! Букварь.
За страницей - страница.
А сколько вокруг
Замечательных книг...
Великое дело - учиться!..
Р.Фархади
Ваши детки подросли, остался всего один год и они пойдут учиться в школу. И перед нами встает вопрос: «Готовы ли наши дети к школе?» Выражение «готовность к школе» сейчас мы слышим достаточно часто, но не все понимают правильно его суть. Об этом я и хочу вам рассказать.
Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причем неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.
Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребенку. Натренировать и развить у ребенка моторику, мышление или память – это еще не значит подготовить его к школе. Готовность – это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребенка, готового к школе?
Ребенок должен иметь навыки и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Это психологи называютличностной готовностью.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Это называется волевой готовностью.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен ужеанализировать собственные движения и действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности.
Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.
Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка. Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья. Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Поэтому отметим вам еще раз, что психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать, в процессе подготовки очень важно развитие любознательности и познавательной активности ребенка, развитие умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Почаще общайтесь со своим ребенком, читайте с ним и обсуждайте прочитанное. Отвечайте на его вопросы, помогайте в решении каких-либо проблем. Потому что только вместе с вами малыш преодолеет любые трудности!
Желаем вам успехов и счастливого пути по дорогам знаний!
Какие школьные порядки существовали в прошлом веке — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Начинали с молитвы
В начале XX века было принято начинать учебный год после Успенского поста. Он длился с 1 по 14 августа, а 15 августа праздновали Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому с 16-го числа можно было возвращать детвору за парты. Правда, многие гимназии переносили дату на неделю, давая своим подопечным из других городов время на то, чтобы приехать в Минск и успеть подготовиться.
Учебный год в мужской правительственной гимназии в 1913 году стартовал 22 августа. За парты сели 643 гимназиста. Все пришли в одинаковой форме. Даже вне стен заведения они обязаны были носить ее. Форма — суконная гимнастерка и брюки навыпуск, ременный кушак с посеребренной пряжкой, на которой нанесены выпуклые буквы «МГ», фуражка с кокардой из двух сложенных крест-накрест лавровых веток. Каждый гимназист имел свой паспорт. В дореволюционные времена им являлся дневник. Первым делом полицейский, встретивший на улице гимназиста, требовал у него этот документ. Открыв его, страж правопорядка сразу видел: перед ним нарушитель-прогульщик или честный школяр. Только с дневником разрешалось посещать театры и ездить домой к родителям. Пометка о дозволении на это делалась на специальной странице.
Учебный день всегда начинался с молитвы. Православные гимназисты ходили на нее в домовую церковь, которая находилась при учебном учреждении. Католики, иудеи и мусульмане собирались в классных кабинетах. Только после этого садились за парты. Обычно было пять занятий шесть дней в неделю. Правда, дореволюционные гимназисты куда чаще отдыхали, чем современные школьники. Каждый большой православный праздник — выходной. Причем Пасху отмечали целую неделю. К ним добавлялись важные даты царственного дома. Например, в 1894 году гимназисты не учились 30 августа в День перенесения мощей святого Александра Невского. Ведь этот праздник — день тезоименинства государя императора. Отдыхали 17 октября в честь Чудесного спасения их императорского величества. Гуляли и по случаю восшествия на престол Николая II, и в честь бракосочетания Николая II, и даже тезоименинства его братьев и сестер. В год набегало около 40 праздничных дней, не считая выходных.
Новая школа
Октябрьская революция полностью уничтожила старую систему образования. Появилась единая советская трудовая школа, введено совместное обучение, декларировано всеобщее бесплатное образование. Исчезли мужские и женские гимназии, церковно-приходские школы, реальные и классические училища. 10 лет школа искала свой путь развития. Дошло до того, что отметку для всего класса своим ответом зарабатывал один отвечающий — ученик-бригадир. Учебный материал группировался в трех блоках: природа, труд и общество. Не было привычных нам уроков математики или литературы.
Эксперименты в образовании прекратили вместе со свертыванием нэпа и стартом первой пятилетки. В августе 1930-го вышло постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров «О всеобщем обязательном начальном обучении». По нему в 1930–1931 годы все мальчики и девочки в возрасте 8–10 лет, а также не посещавшие уроки старшие ребята садились за парты. Вводились единые начальные 4-летние школы на селе, а в городах 7- и 10-летки.
Тогда стало общепринятым начинать учебу после 1 сентября. Дело в том, что в СССР в эту дату праздновали Международный юношеский день. Молодежь могла сходить на митинги и демонстрации, а за парты садилась 2 сентября. Постепенно в 1930-е вернулись к проверенному временем формату организации учебного процесса. Его основой стала классическая дореволюционная гимназия.
С 5 сентября 1932 года ученики делились на классы, приходили на уроки в специализированные кабинеты, занимались по одинаковым учебникам. Но, в отличие от гимназистов начала ХХ века, им не требовалось ходить в обязательной форме постоянно, перед уроком молиться, зубрить латынь или греческий. Вернулся в ранцы и индивидуальный дневник. В конце учебного года каждого ждали экзаменационные испытания.
Стремительно возрос авторитет учителя. На уроках перестали озорничать. Правда, в прессе печатались критические заметки о том, что ученики ходили по школе в головных уборах, при встрече с преподавателем не здоровались, не давали пройти через толпу на коридоре.
В 1936-м юные минчане сели за парты вместе со всеми учениками Советского Союза. 1 сентября стало единым для всей страны днем начала занятий. Причем можно было встретить в стенах школ и бывших учеников, которых перевели в спецшколы, признав нервными или умственно отсталыми. В то время судьбу ребят решали педологи. Именно эти ученые психологи на основе тестов и наблюдений занимались формированием учебных групп. Они решали, кто по физиологическим, психическим, медицинским показаниям может и должен учиться, кто может находиться в коллективе, а кто нет. В итоге вся работа педологов свелась к тому, что детей с различными отклонениями в поведении попросту отдавали в спецшколы, чтобы они не мешали учебе. После того как 4 июля 1936 года постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педологию признали лженаукой, всех деятелей убрали из учебных заведений. Спецшколы расформировали, а их воспитанников вернули в обычные классы. Газета «Рабочий» в номере за 2 сентября напечатала большой материал о том, за что в них попадали некоторые ребята. «Вова иногда приходил в школу в подавленном настроении, на вопросы отвечал невпопад. Вместо того чтобы найти причины плохого настроения мальчика (а они коренились в ненормальной домашней обстановке), так называемые педологи решили отправить Вову в специальную школу. Такая же участь чуть не постигла и другого мальчика того же класса Гришу Клейна, вина которого состоит только в том, что он плохо владеет левой рукой». Или: «не желая доискиваться причин мрачного и нервного состояния ребенка, «мудрые» педологи из Центрального детского диспансера направили его в школу для дефективных. Но ушел пьяница-отец, и Жоржик выздоровел без помощи педологов». Так родилась советская школа, в которой на первое место вышли педагоги и педагогика.
С букетом и ранцем
В послевоенные годы начала формироваться традиция празднования 1 сентября. Основное внимание — первоклашкам. Первый раз в первый класс! Это должен быть незабываемый и волнительный день. С 1958-го обязательной стала 8-летняя средняя школа.
Появились непременные атрибуты праздника: торжественная линейка, нарядные дети с букетами в руках, первый звонок. Преемственность поколений в виде будущего выпускника, несущего на руках первоклассника. Она сохраняется до сих пор.
Долгое время 1 сентября был неофициальным праздником для учителей, школьников и их родителей. Ему уделялось громадное внимание: покупали лучшие банты и рубашки, отпрашивались с работы, устраивали вечером застолье. 15 июля 1984 года 1 сентября стал официальным праздником — Днем знаний.